Православная Церковь отмечает Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

 Православная Церковь отмечает Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

Орёл, 14 августа. Во всех храмах Орловско-Ливеснкой епархии на Божественной литургии поклонялись Честному и Животворящему Кресту Господню, и звучал кондак «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира непобедимую победу».

Накануне вечером была совершена служба, на которой во время Великого славословия, при пении Трисвятого, было совершено каждение престола и при пении «Святый Боже» с престола был изнесён Крест, а затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» Крест был положен на аналой посреди храма. И было совершено троекратное поклонение Кресту при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Праздник был установлен в 12-м веке в Греции, а ещё точнее, в Константинополе где в те времена по причине болезней, часто бывавших в августе, издревле утвердился обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе церкви Софии — Премудрости Божией. Затем Крест носили по всему городу, служа литии. Продолжалось это до самого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

На Руси этот праздник ещё называется первый медовый Спас, когда по окончанию литургии совершается освящение нового урожая меда. С этого дня благословляется его вкушение.

В Богоявленском соборе по окончанию Божественной литургии рядом с источником прошло малое освящение воды, которое возглавил настоятель Богоявленского собора митрофорный протоиерей Анатолий Тенянко.

Было прочитано Святое Евангелие, молитва на освящение мёда нового урожая и окроплён мёд, принесённый прихожанами.

Сегодня начало Успенского поста, который длится две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Обычай этот дошел до наших дней с древних времен христианства.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в Царской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август». В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.


Текст, фото: Анатолий Борисов, информационно-аналитический отдел Орловско-Ливенской епархии

3104