Память священномученика митрополита Серафима (Чичагова)

Память священномученика митрополита Серафима (Чичагова)

10 декабря. Сегодня Русская Православная Церковь чтит память священномученика Серафима (Чичагова), принявшего мученическую кончину в 1937 году, одного из сонма святых, прославивших Орловский край. Почти три года Владыка Серафим возглавлял Орловскую кафедру. Назначен сюда он был 6 февраля 1906 года.

В одном из своих писем, написанных вскоре после прибытия в Орловскую епархию, святитель Серафим пишет: «Хотел бы очень остаться здесь надолго».

Именно на Орловской кафедре святитель Серафим пришел к ставшему определяющим всю его дальнейшую архипастырскую деятельность убеждению, что полнокровное развитие епархиальной жизни возможно лишь на основе активно действующих приходских общин. Впоследствии это свое убеждение святитель формулировал следующим образом: «Духовное... возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения».

Святитель Серафим организовал в храмах Орловской епархии приходские советы, в обязанности которых наряду с обеспечением условий для нормального развития пастырско-литургической и административно-хозяйственной жизни приходов должно было входить разрешение всей совокупности духовно-просветительских и социально-благотворительных задач, стоявших перед приходами, и прежде всего - создание больниц, библиотек, школ и других образовательных учреждений. Последствия этой активной деятельности святителя Серафима не замедлили проявиться в жизни вверенной ему архипастырскому попечению епархии, и вскоре после своего назначения на Орловскую кафедру в одном из своих писем он с удовлетворением отмечал: «С 1-го февраля, со дня моего приезда в Орел, я еще не спал ни одной ночи как следует. Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни. Веду беседы с миром и клиром по городам и в залах Думы. Последствия прекрасные.».

Свидетельством в авторитета святителя Серафима в качестве епархиального владыки стало назначение его в 1907 году присутствующим членом Святейшего Синода.

Однако надеждам святителя Серафима на то, что его многолетнее пребывание в столь полюбившейся ему Орловской епархии позволит осуществить его замыслы по возрождению в ней церковной жизни, не суждено было сбыться. Святейший Синод счел необходимым поручить святителю Серафиму управление Кишиневской кафедрой. В конце 1908 года был принят указ о его назначении.

Он родился 9 января 1856 году в Санкт-Петербурге в семье офицера, доводился внуком знаменитому адмиралу П.В.Чичагову и в миру звался Леонидом Михайловичем. По окончании Пажеского корпуса в 1875 году служил в гвардейских частях, участник русско-турецкой войны 1876-77 годах отмечен боевыми наградами.

В 1878 –м по возвращении в Петербург познакомился со Святым праведным Иоанном Кронштадтским, ставшим для него непререкаемым духовным авторитетом. В течение 30 лет был близким духовным сыном о. Иоанна, и во всей его последующей жизни, несомненно, отразился дух Батюшки Иоанна.

В 1890 году вышел в отставку в звании капитана, в 1893 году рукоположен в Успенском соборе Московского Кремля в сан священника. В 1898 годупринял монашество с именем Серафим. В 1899 году иеромонах Серафим был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря и возведен в сан архимандрита.

Еще будучи священником, он занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая стала самым значительным трудом его жизни. Именно его дожидалась блаженная Паша Саровская, чтобы передать повеление преподобного Серафима Саровского об открытии мощей. Архимандрит Серафим встретился с Государем Императором Николаем II и передал Ему материалы о прп. Серафиме. Несмотря на сопротивление большинства синодалов Государь настоял на канонизации Саровского Чудотворца. Архимандрит Серафим входил в состав комиссии Св. Синода, которая освидетельствовала останки, после прославления написал краткое житие прп. Серафима, а впоследствии и Акафист Святому.
28 апреля 1905 года архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. Затем было Орловская, Кишинёвская и Тверская кафедры.

После февральской революции 1917 года участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви. В сентябре 1918 года он был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Однако из-за сложившейся политической обстановки он до конца 1920 года пребывал за пределами своей епархии, живя в скиту около Троице-Сергиевой Лавры. Попытка получить разрешение на выезд в Варшаву завершилась в сентябре 1921 года арестом. Благодаря хлопотам дочерей в январе 1922 года он вышел на свободу, но в апреле ГПУ приговорило его к ссылке в Архангельск, где он пробыл до апреля 1923 года.

В апреле 1924 года Владыка вновь был арестован, на сей раз ему в вину вменялось участие в организации Саровских торжеств. По ходатайству Патриарха Тихона в июле он был освобожден. В феврале 1928 года был назначен управляющим Ленинградской епархией. В родном городе он прослужил 5 лет, в октябре 1933 года был отправлен на покой, жил под Москвой. Осенью 1937 года митрополита Серафима вновь арестовали. Ему было 84 года. 7 декабря 1937 года тройка НКВД постановила митрополита Серафима расстрелять, он принял мученический венец на Бутовском полигоне.

Самым главным и нужным делом владыка Серафим считал проповедь слова Божия.

Особо почитал митрополит Царицу Небесную. Он часто говорил об особой милости Божией Матери к земле Русской : «Божия Матерь отступила от нас и скрылись Святые Чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от Святых Чудотворных икон Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что такое время будет, и мы до него доживем».

Всю жизнь митрополит Серафим боролся за чистоту Православия. Он говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний... Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и Православие снова восторжествует».

Анатолий Борисов, Информационно-аналитический отдел Орловско-Ливенской епархии

2397