Официальный комментарий Информационно-аналитического отдела Орловско-Ливенской епархии

В последнее время в ряде местных изданий стали регулярно появляться недоброжелательные по отношению к Орловско-Ливенской епархии материалы. В связи с этим Информационно-аналитический отдел Орловско-Ливенской епархии предлагает свой официальный ответ.

Благоглупость или антицерковное буйство?

В последнее время в ряде орловских СМИ стали регулярно появляться недоброжелательные по отношению к Орловско-Ливенской епархии материалы. По тону и лексике они совпадают с нападками на Русскую Православную Церковь и на всероссийском уровне. Совсем недавний пример — гнусный антицерковный пасквиль скандального журналиста Белковского, где он, ни много, ни мало, предлагает полностью реформировать Русскую Православную Церковь, не имея к ней абсолютно никакого отношения ни по вероисповеданию, ни по каким — либо другим признакам.

Словно спланированная, и кем-то направляемая кампания по дискредитации Церкви и у нас на Орловщине. Только в феврале прошло четыре таких публикаций в прессе, называющей себя оппозиционной. Хороша оппозиция — с мощным представительством в областных и городских властных структурах.

Можно было бы уже не вспоминать январскую заметку в «Орловской искре», если бы это был просто разовый случай. Но придется. Накануне праздника Крещения, в газете некий С.Б. Анциферов, озабоченный оздоровлением собственного организма, пишет: «Есть традиция ещё ночью окунаться в купель. Считаю это не только чисто религиозным обрядом, но в какой-то мере закаливанием организма». Далее следует обвинения: «У нас в этот день ни церковь, ни светская власть не хотят позаботиться об удобствах купальщиков... почему ... вы уважаемое духовенство, так относитесь к этому празднику и так не любите людей, которые соблюдают традиции. Почему вы не можете организовать не одну или две купели, а столько, сколько необходимо. Сделать раздевалки, поставить лавочки. И обеспечить всех желающих горячим чаем, можно даже без сахара, просто кипятком, если чай для Орловско-Ливенской епархии дороговат». А в конце и угроза — если всё останется на прежнем уровне, то придётся поделиться в интернете на всю страну.

Если даже оставить в стороне потребительский тон автора, считающего, что ему все обязаны сделать комфортно, то, как, практически, он представляет себе реализацию его предложений? Зайдя в тот же самый интернет, которым он угрожает, он может осведомиться, что в орловских храмах служит четыре десятка священников и десяток диаконов, из которых немало преклонного возраста. По желанию Анциферова отцы должны бросить свои богослужебные дела, оставить в стороне реальную подготовку к Празднику (который вовсе не заключается в купании) и устремиться на водоемы, чтобы прорубать купели и оборудовать раздевалки. Если также учесть, что храмы содержаться на небогатые пожертвования прихожан, то не стыдно ли будет С.Б.Анциферову попивать чаёк с пирожками за их счет?

Мог бы Анциферов и сам, судя по запалу здоровья, без разглагольствования, собрать подобных себе энтузиастов зимнего купания, прорубить купелей сколько нужно, соорудить раздевалки, скинуться на чаёк с пирожками и заниматься самооздоровлением, оставив в покое Церковь. Тем более, что, ни в каких православных канонах зимнее купание, как специальный обряд, не прописано, это больше народное творчество.

Своим беспокойством, что в Церкви всё не так, пространно доложил в начале февраля в «Красной строке» А. Грядунов. Одарив нашу епархию эпитетом «тишайшая», автор сожалеет, что «как была одна-единственная на всю губернию православная гимназия, так и осталась. Ни образовательного православного центра, ни развития сети полноценных воскресных школ, ни триумфального преподавания основ православной культуры в школах — ничего из ожидаемого не произошло. Орловщина остается крещеной, но не просвещенной».

Нам искренне жаль, что опытный журналист немало лет потратил в позиции ожидающего. А тем временем группа орловских педагогов и родителей занималась устройством в Орле православной гимназии. И сил для достижения цели они не пожалели.

Другие в эти годы организовывали крестные ходы и православные праздники, выпускали книги об орловский святых, возрождали сестричество. Евангельские слова «Вера без дела мертва» стали для них зовом сердца.

Но кому-то со стороны наблюдать, и покусывать из-за ограды, видимо, удобнее. Можно столько рецептов прописать в свое удовольствие, если что не так.

Вот, к примеру, появилась для православного люда реальная возможность возродить существовавшую когда-то часовню Свято Введенского монастыря в створе Александровского моста. Напомним, что нынешняя попытка — уже вторая. Первая была робко озвучена еще в начале XXI века. Депутаты горсовета того периода — это был почти однородный состав из представителей КПРФ — идею зарубили на корню. Теперь же вышеназванные газеты дуплетом развернули кампанию против нового проекта её строительства. В седьмом номере «Красной строки» депутат из того самого созыва усердно и изобретательно приводит массу аргументов с одной только целью — часовне не бывать, словно она великое злодейство. С чисто фарисейским буквоедством, грозя перстом Божиим, с миллиметровой точностью елозит он по старинным планам города Орла. Даже пытается уличить инициаторов строительства в мошенничестве. А что плохого в том, что на своем историческом месте появится красивое культовое здание?

Да, если быть точными, историческое место теперь занято: типографией, многофункциональным центром. Но там же вплотную с ними, внутри дворов, еще сохранился спрятанный небольшой домик старинной кирпичной кладки с крошечными проемами окон, характерными для монастырских келейных строений. Да и сам монастырь после пожара 1843 года в этом районе Орла, был перенесен на окраину только из соображений нецелесообразности нахождения его в центре города, который, к тому же, часто горел.

Часовню многие орловцы считают данью памяти истории. Возведение её планируется в честь новомученников и исповедников Российских, пострадавших в годы безбожных гонений от большевистской власти.

«Красное колесо» жестоко прокатилось по православной Орловщине. Причисленный к лику святых священноисповедник Георгий Косов, скончался вскоре после тюремных заключений и допросов. Был зверски убит вместе со своими двумя юными сыновьями и другой Болховский священник Иван Панков. Они причислены к лику новомучеников. Только в городе Ливны было расстреляно 38 священников. До сей поры так и не посчитано, сколько орловских священнослужителей, членов их семей, включая малолетних детей, погибло в лагерях и спецпоселениях. И это лишь капля, отражающая море страданий, которое испила от репрессий Русская Православная Церковь.

Почему память сердца газета и её авторы, один из которых открыто отрекся, написав, что «здесь нет исторической связи», считают ничтожной — дело их совести и состояния души. Спровоцировав противостоянии, они встали на сторону зла. И, к сожалению, это не единственный пример в хронике последних событий.

Попытка превратить разрушающийся в районе поселка Гать, брошенный ещё полтора десятка лет назад недострой в здание православного интерната, обернулось бесовской истерикой и кощунством в ряде печатных и электронных СМИ. Не с их ли подачи соблазнились какие-то недоумки спилить православный Креста, установленный на месте будущего Сретенского храма?

Двунадесятый православный праздник Сретенье снова дал повод «Орловской искре» заявить: «знай наших!». Газете не понравился молебен, совершённый Архиепископом Орловским и Ливенским Антонием на Сретенском поле. Автор не скрывала своего беспокойства по поводу вероятного строительства на том самом поле нового храма. Встревожило журналистку и присутствие почитаемого всем православным миром старца Илии, даже несмотря на то, что он Почетный гражданин города Орла. Неодобрительно упомянула дама и других участниках молебна. Впрочем, это её личное дело. Но в той же статье, рассказывая о заброшенном объекте, она с пониманием описывает деяния воришек, растащивших «из красавицы-школы» всё, «что только могло кому-то пригодиться для собственных нужд: батареи, стекло и т.п. ». Акценты, расставленные автором, не могут не вызвать сомнений.

Вероятно, нам не пришлось бы писать эти строки, если бы все было так однозначно просто с позицией «Орловской искры» — официального органа Орловского регионального отделения КПРФ и, стоящих с ней на одной платформе, СМИ в отношении к Церкви. Но, хорошо известно, что лидер партии Г. А. Зюганов регулярно говорит о своей поддержке её, даже обещает «употребить всё влияние партии для защиты доброго имени и авторитета тех священнослужителей, которые подвергаются глумлению, клевете и шельмованию». По словам Геннадия Андреевича «мы не можем не заявить о солидарности с ней (Русской Православной Церковью), ибо только настоящие патриоты, люди высокой культуры и духовности способны остановить ту тьму, что неуклонно наползает на нашу Россию и на мир». Лидер коммунистов даже подчеркивает, что сегодня Церковь и компартию пытаются столкнуть лбами. (Не на своих ли земляков-однопартийцев намекает?) Но это не идет на пользу никому.

Если говорить о сотрудничестве, то никто из названных авторов-критиков не обращался за разъяснением или какой-то информацией в епархиальное управление. Епархия всегда открыта для такого разговора, для информационной помощи, разъяснений непонятных вопросов.

И в заключение считаем нужным пояснить уважаемым критикам, что Церковь — это не священники и священноначалие, а вся полнота её. Это епископы, священники, прихожане храмов — это всё и есть единый организм. Почитайте, к примеру, повнимательнее, состав Межсоборного присутствия, полномочного органа Церкви, где обсуждаются и предлагаются для принятия многие церковные документы. В составе Межсоборного присутствия находится немало мирян, то есть людей не рукоположенных, но вместе с тем влияющих на общую церковную политику.

А посему, всем уважаемым критикам Церкви мы бы посоветовали не дистанцироваться от общего церковного процесса, а принимать в нём непосредственное участие конкретным делом.

Информационно-аналитический отдел Орловско-Ливенской епархии

Рубрики: 
2424