Митрополит Антоний: «Человек без Божьих устоев беспомощен и жалок»

Митрополит Антоний: «Человек без Божьих устоев беспомощен и жалок»

Глава Орловской митрополии ответил на вопросы корреспондента «Орловской правды».


* * *

— Позвольте от нашего издания поздравить вас с наделением почетным титулом митрополита. Понятие «митрополит» определяется как почетный сан среди архиереев, и присваивают его за особые заслуги.

— Спасибо за поздравление! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл решил возвести меня в сан митрополита в благодарность за долгие годы моего архиерейства. И я благодарен Его Святейшеству за эту высокую для меня честь.

Согласно Положению реформы митрополия должна включать в себя несколько епархий. В связи с образованием митрополии мне было предложено распределить приходы на две епархии. Поэтому была учреждена Орловская и Болховская епархия — на территории городских округов (Орёл и Мценск), а также Болховского, Дмитровского, Знаменского, Кромского, Мценского, Орловского, Сосковского, Троснянского, Урицкого, Хотынецкого и Шаблыкинского районов Орловской области. Это первая епархия, которая входит в состав Орловской митрополии. Вторая епархия — Ливенская и Малоархангельская. Она учреждена на территории Ливенского, Верховского, Глазуновского, Должанского, Залегощенского, Колпнянского, Корсаковского, Краснозоренского, Малоархангельского, Новодеревеньковского, Новосильского, Покровского и Свердловского районов.

Орловской и Болховской епархией руковожу я, а главой Ливенской и Малоархангельской стал наместник Успенского мужского монастыря архимандрит Нектарий (Селезнёв), который уже возведен в сан епископа.

Что могу сказать о новопоставленном епископе? Владыка Нектарий достоин этого сана уже потому, что еще от юности своей посвятил жизнь свою Богу и, избрав этот путь, никогда не сворачивал с него. С целью спасения своей души в этом мире он мечтал стать иноком, как в свое время преподобный Нектарий Оптинский, житием которого зачитывался и старался подражать ему. Поэтому ему хотелось при постриге получить это имя. Но, как правило, имя дается то, которое изберет духовник, а не сам постригаемый. И когда настал день пострига, я подумал, что если назвать его так, как бы он сам хотел, это уже было бы своеволием с его стороны, и он сам бы потом мог корить себя за это. И тут я вспомнил древнее правило, вполне разрешающее эту проблему. Стоя у святого престола, я попросил принести мне пять узких бумажных полосок, на каждой из которых написал по отдельности пять имен, включая и имя, полюбившееся ставленнику. Все эти грамотки с именами я свернул в рулончики, и в определенный момент пострига, перед объявлением нового имени, сам постригаемый, взяв один из рулончиков, развернул его, дал мне и тихо сказал: «Написано — Нектарий». Глаза его сияли от счастья. Затем я объявил его уже иноком Не­ктарием, отдав остальные рулончики братии монастыря — на память. Так началось его служение в нашей Святой Церкви Христовой, и продолжено ныне уже в сане епископа.

— Разделение на две епархии упростило управление?

— Главная цель создания отдельных епархий — дать возможность нашим епископам быть ближе к народу и священникам. Когда у архиерея такой небольшой епархии возникает необходимость решать актуальные для церкви проблемы, ему легче сделать это на меньшей территории. Так значительно облегчается управление приходами. Кроме того, это лучше консолидирует прихожан, их духовное просвещение и ознакомление с духовными ценностями.

Что касается управления, то теперь управлять непосредственно приходами Ливенской епархии — прерогатива местного архиерея. Он сам будет курировать, то есть давать соответствующие распоряжения, проводить епархиальные собрания, работать с духовенством, выполнять предписания, которые приходят к нам из Московской патриархии. Словом, архиерей Ливенский решает все вопросы на местах, функции его не ограничены. Что же касается таких масштабных событий, как 1000-летие памяти святого князя Владимира в 2015 году или празднование 450-летия города Орла, то они будут проводиться на государственном уровне совместно со всей нашей митрополией.

— Как выстраиваются отношения с мирской властью?

— Надо сказать, что отношения конструктивные и продуктивные, хотя штампы времен господства атеистической идео­логии пока еще присутствуют в понятиях некоторых чиновников, но уже в меньшей степени. Большинство понимают простую истину: «Материя не творит историю, историю творит дух». Понимание последнего немыслимо без духовного образования. Я считаю, что это вопросы первостепенной важности. Сегодня в результате отсутствия в стране в течение длительного времени элементарного духовного образования для детей мы получили тот слой молодежи, которая, не разбираясь в коренных нравственных, духовных вопросах, попадает под различные отрицательные влияния.

Раньше дети понимали, что такое страх Божий. Не только перед родителями должна быть ответственность, но и перед Богом, что, собственно, и есть страх Божий; он воспитывает в ребенке ответственность перед собой, родителями, перед обществом. К этому обязательно приводит благотворное влияние на детей со стороны церкви!

Многие говорят, что, дескать, ребенка и не надо особо воспитывать, вырастет — сам все поймет. Ничего подобного. Что было в детстве дано ребенку доброго и хорошего, то он и применяет потом в своей взрослой жизни. И в этом и церковь, и родители должны подрастающему поколению помочь. Гуманное отношение к людям, особенно к больным, инвалидам, обездоленным, рождается в детстве и прививается верующими родителями. В царской России этому вопросу уделялось большое внимание. После революции в большинстве русских семей продолжали отлично воспитывать детей — старая закалка продолжала работать. Она была заложена в человеке генетически и даже при ежедневной атеистической пропаганде не утрачивалась. Но не могла она сохраняться вечно и постепенно утрачивалась, порождая в умах голый прагматизм. Результат — налицо. Люди порой не понимают необходимости, важности семейного воспитания, поэтому в детской среде ныне совершаются такие страшные преступления, о которых раньше и помыслить не могли.

Запас духовно-нравственной культуры, заложенной в приходских школах еще царской России, ныне, по существу, почти исчерпан. Сейчас, пока еще не поздно, эти ростки духовного воспитания необходимо в наших детях утверждать достойным образованием, включающим и православный его аспект. Если не подпитывать эти ростки правильным воспитанием, то последующее поколение останется без поддержки духовно-нравственных основ российской жизни. Атеист по существу — несчастный человек: без Бога в душе, без Божьих устоев, он беспомощен и жалок. И когда у него, к примеру, появляется семья, он в растерянности. Как воспитывать детей? Как строить отношения супругов со старшим поколением? А все потому, что нет четких ориентиров, традиций. Отсюда и возникают сегодня негативные явления среди молодежи, среди тех, кто плывет по жизни, как щепка по реке: куда занесет, там и быть, потому что сопротивляться не умеет и не научен жить по совести.

Поэтому я считаю, что жизненно важно привлечь внимание власти к духовно-нравственному образованию детей. Ведь сегодня те дети, которые учатся в воскресных школах, очень отличаются от обычных детей, причем в самом хорошем смысле. Они не просто ходят в храм. Они знают, что такое молитва, как это имеет место повсюду в мире. При этом они знают, что такое традиционное православное искусство. Они хорошо образованны и всесторонне, и музыкально. В результате культура общения тех детей, которые приобщены к высокой религиозной русской культуре, совсем другая. Словом, разница между теми, кто воспитан духовно и кто не воспитан — огромна.

В настоящее время в нашей Орловской митрополии пока действуют только две православные гимназии — в Орле и Болхове. Подобные образовательные учреждения у нас только утверждаются, в то время как в других регионах их множество. Сейчас я добиваюсь, чтобы в обычных общеобразовательных школах каждый директор школы организовал хотя бы раз в месяц духовные уроки для детей. Чтобы приходил священник (у нас в епархии они имеются, хорошо образованные, с педагогическим даром). Пусть такой священник и будет закреплен за школой. На этих уроках осуществлялось бы ознакомление с историей русской культуры, с традиционными духовными ценностями, которые из века в век укрепляли наше государство. И совсем не обязательно, чтобы все ученики были непременно из православных: простые истины добра воспринимаются очень легко всеми детьми.

— Сейчас зачастую можно услышать о том, что вера православная и мусульманская чуть ли не противостоят друг другу. Или что надо донести до детей, что основа всех мировых религий едина...

— Никогда не соглашусь, что религии православная и мусульманская противостоят друг другу. Детям надо объяснять, что мусульманская религия, как и мы, тоже признает Библию. Мы признаем Авраама, Исаака, ­Иакова, ветхозаветных пророков и многое другое. Это должно объединять. В нашей стране так сложилось, что православные и мусульмане еще в древние эпохи бок о бок защищали нашу государственность и вместе переносили все трудности, если они случались. Вопросу же о единстве всех мировых религий, т.е. о толерантности в этом вопросе, я бы только удивился. Извините. Те, кто хочет поссорить, т.е. воспитать так же, как воспитали всевозможные Яценюки и Турчиновы, посылавшие своих «воспитуемых» ими на лжи и провокациях против России, втягивая религиозные группы любых религий в свои провокационно-ненавистнические политические игры, напрочь забывают о ценностях Божественных. И ­иудеи России, и православные, и мусульмане жили всегда честно и общались приветливо.

Что же касается того, что «основа всех мировых религий едина» — это утверждение несколько надуманно. Она, скорее, не едина. И прежде чем это понять, я советовал бы каждому религиозному человеку разобраться в учении своей религии, религии своего народа и только тогда сделать для себя определенный вывод. В Киеве, к примеру, зарегистрирована религия секты сатанизма. Но не придет же мне в голову изучать ее и быть в ней, потому что она несовместима с моим умозрением. Это во‑первых. А во‑вторых, зачем ее изучать, если последствия ее можно легко увидеть в том, что происходит сегодня на Украине, вобравшей в себя сотни сектантских группировок?

На Украине сектантские группировки размножаются с немыслимой скоростью. Дошли уже до того, что узаконили секту сатаны! Кто эти секты утвердил? Народ ли? Нет, народ и не спрашивают, а просто насаждают. Если бы вы знали, какое количество изуверских сект в Америке и Европе! В ужас приходишь! И понимаешь, что выбор этот России абсолютно не подходит. Россия — приверженница правды Божией.

— Как вы думаете, духовный фактор играет какую-то роль в нынешних событиях на Украине?

— Не какую-то, а решающую! Я считаю, такое активное участие молодежи в беспорядках на киевском Майдане — это результат ее бездуховности. Следствие политики по системе «заполняй свою жизнь чем-то другим, но не духовностью».

Но есть там, слава Богу, и другая молодежь. На юго-востоке — в Донбассе, в Луганске и в других городах — люди встали на защиту униженных и оскорбленных. Согласно Евангелию, нет большей любви, чем жизнь положить за своих ближних, родных.

Почему такая разная молодежь? Да потому, что у одних наставниками были православные священники, а у других — протестанты различных мастей, в том числе униаты и прочие. Все они ставили на майдане «молитвенные палатки»; от их глав открыто звучали заявления, что «до половины людей на майдане — люди нашей церкви». В интернете есть видео с такой «проповедью» униатского священника: «С врагом не может быть другого разговора, как разговор пуль! Другого языка, как шум удавок!». И не удивительно, что на Украине так называемыми «носителями униатского слова Божьего» являются члены украинских радикальных организаций и партий. А сколько на майдане было студентов Украинского католического университета, и людей не только из Украины?

Вот почему для меня очень важно, чтобы наше образование повернулось лицом к традиционной церкви. Это возвращение человека к ответственности за свою Родину, Отечество, за своих родных. Лучшего института, чем церковь, для укрепления гражданственности и пат­риотизма в молодых людях найти навряд ли возможно. Это база, на которой утверждается бессмертная душа человека.

— В марте в Орел приезжали писательница Людмила Улицкая и директор благотворительного фонда «Институт толерантности» Екатерина Гениева. Об этом сообщалось в местных СМИ и на сайте партии «Гражданская платформа». Сайт также известил о целях их визита: «обсудить проект создания в Орле „Центра толерантности“». В нашем регионе, как и в других регионах страны, идея подобных центров уже вызвала массовое возмущение общественности. Как вы относитесь к подобной инициативе?

— Я категорически против. В наших образовательных учреждениях нужно преподносить молодому поколению те гражданские ценности, которые всегда были основой нашего менталитета, нашей государственности. Именно за эту позицию по отношению к пропаганде либеральных ценностей так не любят православную церковь. А вообще-то, слово «толерантность», как правило, применяется только в медицине при наблюдении адаптации какого-либо органа при операции по пересадке, а не в судебных, к примеру, процессах над убийцами, которые могут заявить: «Я свободный человек, мне нравится убивать, я научился этому у другого убийцы; так будьте же ко мне толерантны, то есть снисходительны, и не сажайте меня в тюрьму, потому что это антидемократично, и я — прав». На Украине сейчас разгуливает очень много таких типов, их покрывают, проявляя ту толерантность, которая предлагается упомянутым институтом.

— Расскажите нашим читателям об инициативе верующих по возвращению церкви здания кинотеатра «Победа», построенного на основе здания Сретенско-­Георгиевской церкви.

— С 90‑х годов ведется жаркая дискуссия о статусе здания кинотеатра «Победа» на улице Ленина, 22. По закону принадлежавшее церкви здание должно быть возвращено епархии. Дело в том, что в 1946 году здание не было разобрано целиком: только колокольня и купол. И в связи со спешкой к открытию кинотеатра часть здания, где находился алтарь, осталась нетронутой. Сводчатые потолки кинотеатра также свидетельствуют о том, что это сохранившиеся остатки здания Сретенско-Георгиевской церкви XVIII века.

Этот храм стоял в центральной части города, красовался, был виден из многих мест. Колокольня храма была видна из любой точки большого губернского города. И если храм восстановить, он станет еще одной достопримечательностью Орла. Да, и самое главное: это не просто украшение города, это духовный исторический центр орловцев. А его превратили в центр развлечений. Считаю это в корне неправильным. И сейчас мы делаем все, чтобы вернуть храм верующим. С прошлыми властями взаимопонимания в этом вопросе не находили, а с нынешними оно имеется. И надежда на то, что в центре главной улицы Орла будет восстановлен храм, есть.

25 февраля этого года заключен договор с компанией — собственником кинотеатра «Победа» — о намерении купить здание и земельный участок, на котором оно расположено, с последующим воссозданием на этом участке храма Сретения Господня и передачей его Русской православной церкви. Я дал свое благословение на совершение этого дела 14 февраля 2014 года в Богоявленском храме по окончании всенощного бдения в честь праздника Сретения Господня. Благотворительный Фонд в честь Новомучеников и Исповедников земли нашей обратился к жителям Орла и Орловской области с призывом принять активное участие в этом святом деле.

Удивляет то, что решение этой проблемы, начиная с самого первого момента освобождения города от гитлеровцев, ни на сколько не сдвинулось с места. Люди просили об открытии храма, он переходил из одного ведомства в другое, в конце концов за бесценок был продан человеку совершенно равнодушному к истории и своему Отечеству, и, не смотря на все просьбы орловчан, этот вопрос о передаче им их храма находится в полном пренебрежении. И каждый раз новые отписки в смысле том, что Церковь приобретена частным лицом, а в нашей стране возврат ее народу законодательно не обозначен. Создается такое впечатление, что если бы в определенный исторический период Спасская башня Московского Кремля была бы кому-нибудь продана, то и ее немыслимо было бы вернуть народу, потому что досужие чиновники всегда бы нашли отговорки, такие же, какие мы имеем по поводу древнего Свято-Георгиевского храма в нашем городе. Я уже не говорю о патриотических и гражданских позициях тех, кто явно не любит Россию и равнодушен к ее истории, тесно связанной корнями с истинной и святой для народа Православной Церковью.

— Как вы смотрите на предложения о модернизации православного богослужения: о введении русского языка, смягчении постов, сокращении времени богослужений, упрощении таинств?

— Я смотрю на это очень критично. Это все не послужит к добру. Еще апостолы учили не отступать от учений отцов, не надо стараться их исправлять, переделывать. Надо чтить традиции. Церковь всегда сознавала особую важность догматического учения в жизни христиан и порицала проявления всякого рода невежества. Апостол Павел «передавал верным соблюдать определения» (то есть догматы вероучения). Святые отцы относили к еретикам тех, «кто не хранит заповедей Христовых». «Если пребудете в слове моем, то вы истинно мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», — учил Христос. Церковно­славянский язык — неотъемлемая часть богослужебной традиции Русской православной церкви. Он является также общекультурной ценностью, которую следует беречь и хранить. Что касается постов и сокращения богослужений, тут могу дать совет: когда не можешь вытерпеть лишения поста или выстоять двухчасовую службу, нужно вспоминать страдания Христа за нас, выстоять — и все недомогания как рукой снимет.

— Кто для вас является примером настоящего духовного пастыря?

— С того момента, как я прочитал книгу святого ­Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», этот святой выступает для меня образцом. Тогда меня настолько захватили его труды и, вообще, вся его жизнь, что я часами просиживал за их изучением. Будучи глубоко верующим, он был при этом достаточно современным, образованным человеком. К нему ехали со всей России, чтобы хотя бы прикоснуться к его ризе. Ведь многие получали исцеление от одних только молитвенных слов этого великого светильника веры.

Современным образцом пастыря для меня, несомненно, является Святейший Патриарх Кирилл. Это образец мудрого, высокообразованного пастыря. Это именно тот духовный лидер, который сейчас нужен нашей стране. С Его Святейшеством я знаком очень давно, когда еще и не был епископом, и всегда, когда встречал его на своем жизненном пути, только удивлялся его мудрости, духовной силе и преданности правде Божьей.

— Что вы можете пожелать избранному народом губернатору?

— Я могу сказать, что с Вадимом Потомским у меня сложились очень ­теплые отношения. Впервые после долгого перерыва я ощущаю, что власть повернулась лицом к церкви, осознавая ее истинное значение в жизни государства.

Полагаю неразумным, когда власти игнорируют церковь, считая ее в лучшем случае бесполезной. Подумайте сами: в России проживают 87 процентов православных. Так как же можно не понимать огромного основополагающего значения церкви в жизни страны и каждого человека?

Надеюсь, что и в дальнейшем у духовной и светской властей региона будут складываться тесные отношения взаимопонимания и взаимопомощи, в особенности в вопросах детского духовного образования, где положение критическое.

Беседовала Марьяна Мищенко
Орловская правда. — 2014, 1 октября.

1849