«Господь посылает каждого, когда нужно». Кто приходит за помощью в Свято-Введенский монастырь и чем помогают там нуждающимся

Фото: 

Евгений Борисов

В Орловской области монастыри возрождают традицию помощи малоимущим людям. Многодетные семьи, потерявшие работу, оставшиеся без духовной поддержки приходят за помощью в обитель, чтобы получить пищу не только материальную, но и духовную. Кого опекают в самом известном монастыре Орла, как помогают людям обустроиться и какую помощь оказывают, узнавала «Русская планета».

Церковь и озеро

Женский Свято-Введенский монастырь находится почти на окраине города — улице 1-й Курской, но поток прихожан сюда не иссякает. Кто-то много лет ходит на службы — неспешные, располагающие к размышлениям, кто-то идет сюда за куском хлеба, чтобы прокормить семью в трудный период, а кто и находит здесь временный приют.

За монастырской стеной — Тихвинская церковь, трехэтажное здание келейной, в центре двора — небольшая церковь «Праздник Воскресения Словущего». Церкви — это то, что осталось от разрушенного в 30-х годах прошлого века Христорождественского храма. Келейную строили уже после восстановления монастыря, которое началось в 1993 году. По периметру двора — еще ряд построек совсем не монастырского вида. Это мастерские, оставшиеся от завода резинотехнических изделий, который располагался в когда-то изуродованном здании Тихвинской церкви. Говорят, под монастырской землей проходят каменоломни и течет чудное подземное озеро, по которому даже можно проплыть на лодке.

В середине двора — остатки фундамента разрушенного здания храма. Земля за ним закатана в старый, потрескавшийся асфальт, который уже начинает прорастать кустарником. Раньше здесь был погост, где хоронили насельников, настоятелей, благодетелей. Но в советское время старое кладбище закатали под танцплощадку. Рассказывают, что заводчане, строившие трансформаторную будку, выкапывали из земли гробы. Но тогда этого никого не смущало. А сейчас насельницы, коих в монастыре проживает 30 человек, установили на месте, где могли находиться могилки, поклонный крест.

«Всегда к монастырю стекались люди»

Монастырь с трехсотлетней историей, переживший пожар и переселение, несправедливые гонения и необоснованные упреки, сейчас становится необходим людям.

— Всегда к монастырю стекались люди, у которых была нужда, — говорит матушка Екатерина, назначенная мне в провожатые. — Всегда за монастырскими стенами люди прятались от врагов и выдерживали эти стены самые сильные натиски. Сейчас, в трудное для нашей страны время, много врагов невидимых. И люди нуждаются в духовной защите не меньше, чем в материальной защищенности.

Каждого, уверена монахиня, Господь приводит сюда сам и, значит, для каждого есть ниша. Как была, например, для молодого человека, который не так давно забрел в церковь и попросил заказать себе заупокойную. Пока парню объясняли, что так делать нельзя, поняли, что находится он под каким-то воздействием. Но раз пришел — значит, душа нуждалась в этом. Прогонять не стали. Поговорили, нашли родственников, передали с рук на руки.

— Особенно люди к нам потянулись в прошлом году, — рассказывает мать Екатерина. — Это были и те, на ком отразился кризис, и беженцы из Донбасса, потерявшие все. Мы им предлагали временное пристанище, они жили у нас какое-то время, а после устраивались и уходили в самостоятельное плавание. Приехал даже батюшка из Донбасса с семьей, жили у нас, пока их не определили в какой-то приход.

В келейной в холлах на каждом этаже — диванчики, кресла. Это и зона отдыха для тех, кто пришел просить помощи, и мастерская, где шьют или гладят, и оранжерейная: цветов в помещении, как и рядом на улице — видимо-невидимо.

Игумения Свято-Введенского монастыря Олимпиада (Рожновская)

Игумения Свято-Введенского монастыря Олимпиада (Рожновская)

У монастыря есть свое подсобное хозяйство, где выращивают овощи и фрукты, разводят коз, овец, коров. Находится оно в селе Становой Колодезь Орловского района. Выращивают для собственных нужд, но никогда не отказывают в помощи тем, кто приходит ее просить.

— Запасов не так уж много, но Господь распределяет так, что всем все достается, — уверена насельница. — Два десятка лет назад был у нас такой случай, когда в трапезной из всех наших припасов оставалось лишь 2-3 килограмма картошки. И пришла женщина, которая попросила хоть что-нибудь, чтобы накормить детей. Монахини, было, засомневались: «Как же, ведь сами без ничего останемся?» Но после все-таки отдали последнюю картошку. И в тот же день прихожанин принес в монастырь два мешка картошки! Господь чудесами своими поддерживает нашу нетвердую веру.

Вот и сейчас идут в монастырь за помощью те, у кого не осталось больше другого выхода.

— И многодетные матери, и одинокие пожилые люди — всякие среди них есть, — объясняет мать Екатерина. — Для них мы собираем вещи, которыми делятся другие прихожане, даем крупы, овощи, молоко, сыр со своего подсобного хозяйства. Усаживаем за стол, делимся консервацией и тем, что готовим для своего стола. Нет такого, чтобы приходили в какой-то день недели или часы: Господь посылает каждого, когда нужно. Просить — это очень трудно психологически, и монастырь здесь — последняя дорога, когда у человека уже больше не остается надежды.

Секреты монастырских пирожков

Подходим к трапезной, которая пристроена к зданию церкви. Раньше она находилась на первом этаже храма, но после для нее была сделана пристройка. Из дверей выходит невысокая бледная женщина, одета в обычную осеннюю куртку, в руках — пакет. Прячет глаза и быстро уходит, не желая общаться. Судя по всему, бывает здесь нечасто или пришла в первый раз.

— Есть такие, что и «прописались» у нас, мы никому не отказываем, — говорит мать Екатерина. — Всякое у людей в жизни случается.

Главный человек на кухне — повар Лиза. Она из мирян, но работает в монастыре уже давно. Именно ее знаменитые пирожки раздают всем нуждающимся, везут в женскую колонию, раньше — в детскую, передают в детсады и дома престарелых, которые опекает монастырь.

Пирожки с рыбой, капустой, ягодной и фруктовой начинкой имеют удивительное свойство долго не черстветь и отличаются особым вкусом. Как и плюшки с корицей, которые выпекаются по старым традиционным рецептам. Обязательно на закваске, обязательно выдерживается опара, и — обязательно со своими собственными секретами.

— Готовится все это с большой любовью и благословением, — улыбается мать Екатерина. — В монастыре еда — чем проще, тем лучше, без всяких изысков. Поэтому даже самая простая каша получается вкуснее изысканных деликатесов.

Хлеб в монастыре пекут нечасто — уж больно мало насельниц, которым и так хватает работы. Но по большим праздникам, как и на Пасху, когда приходит время выпечки куличей, работа спорится всю ночь. Главное условие, говорят в обители, чтобы все это делалось с молитвой. После же все щедро раздается прихожанам.

Воспитанницы воскресной школы при Свято-Введенском монастыре

Воспитанницы воскресной школы при Свято-Введенском монастыре

Как и консервация, которой делится с православными монастырь. В этом году, к примеру, собрали хороший урожай помидоров. И пузатые банки с наливными — словно с картинки томатами занимают целые полки в кладовой. Тут и традиционные — с укропом и лаврушкой, и нежные с мелиссой, и пряные с эстрагоном. Свое место на полках у баночек с грибами, за которыми монахини сами ездят в лес, правда, говорят, сейчас и грибов не так уж много. Есть место и огурцам с кабачками, и овощным салатам. Осенние припасы ждут своего часа.

Что главное, прихожане, с которыми щедро делится монастырь, стараются не остаться в долгу и обязательно приходят помогать. Как, например, «веселовские бабушки», как ласково называют в монастыре пожилых женщин с Веселой слободы. Стоит только попросить протяпать грядки или оказать другую посильную помощь, как тут же откликаются и с радостью приступают к работе.

В монастыре уверены — нет плохих людей. Есть те, кто растерялся, оступился, но все надеются на Божью помощь. Как, например, заключенные, которые отбывают наказание в орловских зонах.

— Очень много приходит от них писем, — рассказывает мать Екатерина. — Пишут чудесные стихи, пишут о том, как они раскаиваются. И обязательно просят за них помолиться. Мы их имена заносим в список и обязательно упоминаем в своих молитвах. Ведь главный смысл существования монастыря в чем? В непрерывной молитве. О людях, о мире во всем мире, о человеческом счастье — таком, каким хочет видеть его Господь.

Евгений Бугров, «Русская Планета»

2108