Вступительное слово на конференции «Православный ученый в современном мире» епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария

К участникам конференции «Православный ученый в современном мире» с приветственным словом обратился Преосвященнейший епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий.

Вступительное слово на конференции «Православный ученый в современном мире» епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария

Дорогие участники конференции, отцы, уважаемые ученые, студенты, преподаватели, братия и сестры. Я рад видеть вас на данном форуме и хочу обратиться по Благословению Главы Орловской Митрополии Митрополита Антония к Вам со словами приветствия.

Ушедший 20 век проведший наше отечество через горнило пролетарской революции, религиозных гонений и «научного» атеизма, уже сам факт проведения подобного мероприятия вселяет в меня чувство радости и оптимизма. Ведь, если задуматься, еще 30 лет назад открыто, на научной конференции поставить перед обществом вопросы: «Каково отношение науки и религии?», «Может ли быть образованный и мыслящий человек верующим?», «Каково место православного ученого в современном мире?», — такие вопросы перед обществом было поставить просто невозможно. В университетах действовали кафедры научного атеизма, а антирелигиозная пропаганда с самого детства внушала человеку мысль, что религия это удел прошлого, черта темного и закабаленного человека, «опиум для народа».

Поэтому, я повторю, уже сам факт проведения данной конференции внушает мне радость. Но и не только он. Как мне кажется, сейчас приходит именно то время, когда мы начинаем понимать, что пропасть между миром науки и миром Церкви, в существовании которой нас пытались убедить апологеты секуляризма и атеизма, просто напросто отсутствует. И собравшиеся здесь люди являются лучшим свидетельством правильности данного тезиса: ученый может быть христианином, а пропасть между миром науки и Церкви лишь дитя антирелигиозной пропаганды.

Мне хочется привести Вам замечательные слова христианского святого богослова Климента Александрийского, жившего на рубеже второго и третьего веков по Рождестве Христовом: «Для Сына Божия ничего нет непостижимого. Следовательно, ничего нет и такого, чего нельзя было бы познать. Можем ли мы представить себе, что Тот, Кто из любви к человечеству претерпел столько страданий, хотя бы один пункт исключил из области, подлежащей человеческому разумению?»

Если задуматься, эта цитата может стать настоящим эпиграфом и формой благословения для каждого ученого: нет того, что познать нельзя и к познанию мы призваны!

Еще одно высказывание известное в ученых кругах развитое западным философом: «всякая наука только тогда становится настоящею наукой, когда она делается, по средневековому выражению, „служанкой богословия“. И такое положение нисколько не унижает науки, отнюдь не лишает ее свободы исследования, потому что служанка не раба, не вещь своего господина, потому что служанка чрез добровольное смиренное подчинение становится любимою дочерью. Ведь если наука хочет исходить из истины, она должна (в конце концов) исходить из положений богословия как науки об абсолютной истине. И если наука служит истине и ведет к ней, она служит богословию и ведет к нему. Раздора между наукою и богословием быть не может, так как нельзя строить науки на отрицании или ограничении абсолютной истины».

Хочется сказать, что летопись соработничества ученого мира и представителей Церкви имеет за плечами намного большую историю, чем их противостояние, зародившееся в эпоху Ренессанса с его интересом к язычеству и особенно начавшее развиваться с 16 века. Я думаю, это противостояние воистину является грустным фактом и наносит вред и науке, и Церкви. В чем же его опасность, в наличии которой я глубоко убежден?

Мир науки обогащается через религию нравственным аспектом, моральным фундаментом. Христианство учит, что какое бы человек служение не нес, самое страшное, что может с ним произойти, — потеря любви. Все, что делает человек: его творчество, его поиск, саморазвитие, приобретение знаний, навыков и умений, — все это, в конечном итоге, важно не само по себе. Все это не как цель, а как средство в великом и Богом заповеданном поприще: «Да любите друг друга» (Ин, 13:34). Без этого понимания научное знание может легко быть обращено не на созидание, а на разрушение. Не во имя, а против человека. И тогда в вместо атомной электростанции мы получаем термоядерную бомбу, а рядом с родильным домом абортарий. Об этом стоит задуматься каждому из нас.

Для Церкви же отвернуться от мира науки это прямой путь в гетто, к самоизоляции. Но, к счастью, сегодня наши миры повернулись друг ко другу с приветствием и взаимным интересом.

А это значит, что для нас есть возможно обогащать друг друга. Наука изучает мир с фундаментальной целью познать его. Религия ищет в мире Господа Бога, пути единства с Ним. Разве это противоположные пути? Разумеется, нет! Если следовать по ним рука об руку, то мы сможем ответить не только на вопросы науки «как?» и «почему?», но и на вопрос религии «во имя чего»?

Завершая свое вступительное слово, я хочу вновь призвать на всех участников нашего форума Божьей благословение и пожелать добрых и созидательных плодов от данной конференции, взаимно обогащающих нас. Ведь, если говорить откровенно, именно Вы являетесь живым примером того, что быть православным христианином и научным работником, — это не единство противоположностей, а радостная реальность.

1635