«Сретение — встреча каждого человека с Богом». Протоиерей Василий Темниченко о символическом значении праздника

15 февраля православные христиане отмечают праздник Сретения Господня. О символическом значении двунадесятого праздника корреспонденту газеты «Орловская правда» рассказал протоиерей Василий Темниченко — настоятель Свято-Покровского храма с. Спасское, внештатный священник Николо-Песковского храма г. Орла.

— Отец Василий, какие события мы вспоминаем в праздник Сретения Господня?

— Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорока­дневного младенца Иисуса. По закону Моисееву родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев на сороковой день после рождения. В храме Богомладенца с Богородицей встретил святой старец Симеон, которому было пророчество об этой встрече. Тогда ангел Господень обещал Симеону, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исаии. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» — такие слова произнёс Симеон, принимая Богомладенца.

— Само слово «сретение» значит встреча. Какой символический смысл заложен в названии праздника?

— Понимаете, церковно-славянское слово «сретение» гораздо глубже слова «встреча». Встреча — это когда встречаются два человека, двое равных. Когда же мы говорим о Сретении — это значит, что мы встречаем кого-то выше нас, начальство. Это как офицер встречает своего командира, как мы встречаем архиерея в храме, когда собирается весь клирос, прихожане. Здесь заложен глубокий духовный смысл: Бог посещает нас, и мы Его встречаем. Это наша встреча с Богом.

Сретение — это ещё встреча Ветхого (в лице старца Симеона) и Нового завета (в лице Богомладенца). Старец Симеон встречает Христа как Владыку. И здесь нужно понимать, что иудеи ждали Спасителя, ждали Мессию, который придёт и возьмёт на себя грехи человеческие.

Сретение — встреча каждого человека с Богом. Ведь каждый человек обязательно встречает на своём жизненном пути Бога. Это происходит у всех по-разному, в разном возрасте.

Господь любит нас, мы Его дети. Даже наказание, которое посылается человеку, всегда служит только лишь средством ко спасению человека, к его исправлению. Отмечу, что совсем неблагочестиво, по-язычески считать праздник Сретения встречей весны с зимой.

— Какие особенности имеет богослужение в праздник Сретения Господня?

— Не стоит забывать, что Сретение Господне — это двунадесятый праздник. То есть один из 12 праздников, которые выделены церковью как непосредственно служащие спасению человека. Интересно, что этот праздник посвящён и Богу, и Богородице. К примеру, Рождество, Богоявление, Преображение, Пасха Христова — это сугубо господские праздники, а Благовещение — богородичный. А вот Сретение — это соединение и господского, и богородичного праздников. Это отражается в текстах богослужения. Кстати, на Сретение мы прославляем ещё и Симеона Богоприимца и пророчицу Анну, которая свидетельствовала о приходе Спасителя в мир. То есть славим и Бога, и Богородицу, и человека.

— Отец Василий, на Сретение принято освящать в храме свечи. Расскажите об этом обряде.

— Действительно, есть такой благочестивый обычай, когда люди приносят в храм свечи, освящают их. Но этот обряд не имеет догматического значения. Освящение свечей не является обязательным, это обрядовая сторона, которая прижилась у нас в храмах. Но если человек воцерковлён, то лучше не уходить от этого обряда и совершить такой чин.

— О чём должен задуматься православный христианин в этот праздник?

— Тот человек, который не встретил Бога или забыл об этой встрече, должен восполнить упущенное, встать на путь встречи с Богом. Человек должен помнить, что Христос вручил себя человекам ради нашего спасения. Вдумайтесь, Господь, который держит весь мир, которому поклоняются ангелы, от которого трепещут демоны, воплощается в человеческий облик, даётся в руки человеческие ради искупления грехов. Повторю, сколько бы человек ни бегал от Бога, встреча с Господом обязательно произойдёт. Господь любит нас, мы его дети. Даже наказание, которое посылается человеку, всегда служит только лишь средством ко спасению человека, к его исправлению.

Беседовала Марьяна Мищенко
«Орловская правда»

1313