Слово Высокопреосвященнейшего архиепископа Пантелеимона после Божественной литургии на плацу Академии ФСО РФ

Слово Высокопреосвященнейшего архиепископа Пантелеимона после Божественной литургии на плацу Академии ФСО РФ
Фото: 

Евгений Борисов

27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон возглавил Божественную литургию на плацу Академии ФСО РФ. По окончании богослужения Владыка обратился к собравшимся на плацу с Архипастырским словом.

Всех вас приветствую в этот великий, торжественный и исторический день.

В Церкви есть праздники, которые имеют основание в Священном Писании — Воскресение Христа, Его Страдания, которые мы перед Пасхой вспоминаем, посты.

Есть праздники Священного Предания — в честь того, что не записано в Священном Писании, но сохраняется в памяти Церкви две тысячи лет. Это и Рождество Пречистой Девы Марии, и Успение Божией Матери, и многие другие праздники.

Есть и такие, которые имеют четкое историко-археологическое обоснование и научное доказательство. Вот таким праздником является Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

В 326 году в Иерусалиме святой равноапостольной Еленой, матерью великого равноапостольного императора Рима Константина, был найден Животворящий Крест Христа и Спасителя мира.

Все началось после того, как Константин повелел всем подданным его великой, обширной, неохватной империи принимать христианство, и при этом язычество переживало свой закат и разрушалось. Оно уже не было ведущей идеологией в Римской империи. Христианство вышло в это время из периода гонений, закончился «золотой век» святой жизни христиан. В Церкви появилось множество людей, которые воспринимали христианство лицемерно, боясь потерять государственные посты, приближенность к императору и его семье, просто утратить материальные выгоды. Естественно, лицемерно они и молились. Никто не уничтожал древних языческих философов, поэтов, артистов. И эти люди, вкупе с языческими жрецами, сочиняли всевозможные бредни, хулу, грязь на христиан. Они требовали доказательств, хотя было предостаточно сверхъестественных явлений, как и в наше время. Но требовалось и научное подтверждение.

И тогда святая равноапостольная царица Елена взялась решать эту задачу. Она буквально по крупицам собирала сведения о древнем христианском мире.

Например, в Египте мы с вами можем найти множество древнехристианских коптских храмов, которые хранят следы того, как Матерь Божия с Младенцем Иисусом переправлялась через Нил в бегстве от Ирода, который хотел уничтожить Богомладенца.

Но главное — требовался Крест. Как известно, город Иерусалим был разрушен в 70 году Титом до основания — за еврейское восстание за свободу своей родины. Восставшие были уничтожены. Знаменитая крепость Массада может расказать о том героическом сражении древних евреев за свободу отчизны, когда они убивали друг друга, чтобы не попасть в руки к римлянам.

Понятно, что и Голгофа, и прочие места были разрушены римлянами, и было запрещено даже прибиваться к городу Иерусалиму на 60 стадий, то есть больше, чем на 60 километров.

Но город стал святым для миллионов христиан, он был святым и для коренного населения иудейского. Наконец, за большие деньги, римская власть разрешала подходить и становиться на возвышенности, чтобы посмотреть на город. Но это могли сделать только богатые люди древнего мира.

Сменилась власть. Христианство победило в Азии и Европе. Иерусалим вновь возродился, стал христианским. Весь Восток — это ведь греческая земля, земля Византии; сегодня там живут арабы, евреи и прочие народы.

И вот Крест решили найти. Когда возрождался город, римляне сначала решили назвать его Элия Капитолина, и построили на месте Голгофы храм Афродиты языческой. Вот это и спасло святыню. И когда в Иерусалим прибыла святая равноапостольная Елена, она нашла самого ветхого еврея, который уже «дышал на ладан», умирать собирался, и который по преданию указал место, где распинали Христа.

Начались раскопки, которые увенчались тем, что нашли множество крестов, три креста были совершенно нетронутыми, и табличку, но она лежала в стороне. Несли в это время покойника. Как мы знаем, Господь творил чудеса — воскрешал из мертвых, очищал прокаженных, побеждал болезни, управлял природными силами. Когда возложили на умершего Крест, на котором был распят Господь, тот воскрес. Господь вернул ему жизнь.

Тогда Патриарх Макарий стал торжественно поднимать Крест, а народ восклицал: «Господи, помилуй!» Так совершилась победа христианства, без всякой крови и насилия, над языческим миром окончательно.

А что же теперь с Крестом? Он долгие века стоял в Иерусалимском храме, ибо на месте раскопок сейчас стоит храм Воскресения Христова вместе с могилой Христа, Голгофой; это целый город под куполом. Во время Крестовых походов крестоносцы разделили Крест. Одна большая часть оказалась в Ватикане, другая — на Мальте, третья часть была у турецкого султана, потому что Оттоманская империя покорила весь Восток.

Прошло время, и Россия крестилась. И у нас есть крупные частицы Креста, переданные с Мальты, когда император Павел I спасал мальтийских рыцарей от гнева Папы римского. Она находится в Гатчине. Маленькая частица этого Древа и в кресте, который сейчас вынесен, и лежит на аналое перед вами.

Крест не пропал. Это научно доказано и исследовано много раз. А нам, верующим, может, и не нужны эти доказательства — мы веруем во Христа, знаем, что Господь с нами. Однако перед всем сегодняшним миром, а он остался таким же, разделенным на христиан и нехристиан, иноверных и инославных, атеистов и сатанистов, мы говорим, что вера наша правая.

Силой Божия Духа вы сегодня пришли сюда вместе с вашими воспитателями-офицерами, чтобы участвовать в общей жертвенной службе, жертвоприношении хлеба и вина за судьбу мира, за счастье мира и нашей России.

Крест является не только общецерковным символом поклонения и символом победы добра над злом, великим ограждением души человека и его жизни от дьявола. Не случайно Кирилл Иерусалимский, святой отец IV века, говорит: «Да не стыдимся изображать (он имеет в виду крест), когда входим в дома и исходим, когда ложимся спать и встаем, когда принимаем пищу, когда совершаем путь. Он — великая сила слабым, нищим, обездоленным. Он — могучая сила. Всякому, кто прибегает к нему, он является щитом и хранителем жизни на земле и на небе.

Крест явился и особым воинским знаком. Во время битвы святого равноапостольного Константина с Максентием и Констанцием (это были его братья) на знаменитом мосту, дрогнуло сердце Константина перед превосходящей вдвое его силы армией. Но в небе явился Крест. И начерталось буквами словесное утверждение: «Сим победиши». Битва была короткой, Константин действительно победил. И на время его жизни империя была под его властью.

Сила крестного знамени всегда являлась особым символом воинского служения, дорогие мои. Ибо крест напоминает о жертве вечной, жертве за спасение мира. Все страдания человечества Христос принял на себя.

И равное Христу по своему жертвенному служению — воинское служение. Всякий воин готов принести себя в жертву ради своего народа, ради счастья родной земли. И, наверное, не думали о себе наши предки, когда отдавали жизнь на алтарь Отечества во все времена, и в последней жестокой войне с фашистами, а думали о нас с вами, которые живут в XXI веке. Крест призывает и обязывает жертвенно служить, не ища себе никакой выгоды, потому что выгода уже граничит с предательством. Он обязывает нас быть патриотами России. А Россия сама всегда на Голгофе, и частота этих Голгоф бывает подчас велика. Будем с вами об этом помнить.

Те из вас, кто сегодня причащался, вы свидетельствовали перед небом и перед своими товарищами о вашей вере, о вашем юношеском мужестве, которое приведет вас к высоким, благородным целям и их исполнению. И то, что многие стояли и молились здесь, свидетельствует о мужестве и крепости русского духа; духа, который живет в нас от предков наших, которые не разделялись по нациям, но по принципу — веруешь ты во Христа, или нет. Так было всегда.

Храни Господь ваше учебное заведение, всех вас. Мира вам и мужества вам, и безответного служения матушке-России. С праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

3251